Сетевой маркетинг болобу? — Фетва комитетинин жообу.

Сетевой маркетинг болобу? — Фетва комитетинин жообу.

1775
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Сетевой маркетинг — фетва

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Фатва Постоянного Комитета Королевства Саудовской Аравии относительно компаний «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира» и других компаний, занимающихся сетевым маркетингом.

📜 Постоянному Комитету для научного исследования было представлено множество вопросов относительно работы компаний, занимающихся сетевым (пирамидным) маркетингом, наподобие компаний «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира», которые, одним словом, занимаются тем, что убеждают какое-то лицо купить некий товар или продукцию, чтобы тот в будущем побуждал других людей к покупке этого товара или этой продукции.
Последние же в свою очередь также будут побуждать кого-то купить у них эту продукцию и т.д. И чем больше слоев, участвующих в этом, тем больше получает первый человек, и стоимость этого вознаграждения достигает тысячи реалов.
И каждый из членов побуждает того, кто после него, присоединиться к ним за вознаграждение, которое он может получить, если ему повезет в привлечении новых членов в список участников. И подобная операция называется Сетевым (Пирамидным) Маркетингом.

Хвала Аллаху.

💬 Постоянный Комитет ответил на данный вопрос следующим образом:

🚫 Данный вид торговых операций запретен. И это потому, что целью такой операции являются деньги, а не товар.

Подобный заработок может достигать десятки тысяч, в то время как цена продукта не превышает нескольких сотен. И каждый разумный человек, если у него будет выбор, предпочтет деньги.

❕И поэтому эти компании основываются в маркетинге и рекламе своего товара на представлении огромных сумм наличных денег, которые может получить участник маркетинга и завлечении большим заработком взамен на покупку какого-то товара за скудную цену.

❕И поэтому продукт, который продает эта компания, является всего лишь прикрытием и путем, ведущим к получению денежной прибыли, и поскольку именно в этом состоит суть работы подобных торговых операций, то они являются запрещенными шариатом по ряду причин.
1⃣ Первое:

Это то, что они содержат в себе два вида ростовщичества – ростовщичество надбавки (риба аль-фадль) и ростовщичество отсрочки (риба ан-насия).

Тот, кто начинает работать с данной компанией, платит небольшую сумму денег в надежде получить сумму денег, больше той, что он заплатил, а это является операцией – деньги за деньги при этом с отсрочкой и надбавкой.
А это и есть ростовщичество, которое является запретным, исходя из текстов шариата и единогласного мнения всех исламских ученых. А тот товар, который продает компания, является лишь прикрытием для такого обмена и сам по себе не является целью для того, кто начинает работать с такой компанией, поэтому (факт наличия продажи товара) не играет никакой роли в вынесении постановления (относительно дозволенности или запретности сетевого маркетинга).

2⃣ Второе:

Это является неизвестностью (гъарар) — запрещенной шариатом.

Потому что человек не знает, удастся ли ему набрать необходимое число клиентов или нет. И вся эта операция сетевого, или пирамидного маркетинга, сколько бы ни существовала, все равно когда-то подойдет к своему концу, и человек, когда он присоединяется к этой пирамиде, не знает, где он окажется – в верхних слоях пирамиды и будет среди преуспевших, или в нижних слоях и понесет убыток.
И действительность говорит о том, что большинство слоев пирамиды – проигравшие, кроме малого количества людей на самой ее верхушке. Таким образом, подавляющее большинство оказываются в убытке. В этом и состоит суть неизвестности (гъарара), а это колебание между двумя вероятностями – либо все, либо ничего. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил неизвестность, как это передает Муслим в своем сборнике.

3⃣ Третье:

То, что содержат в себе подобные операции, относится к категории поедания компаниями имущества людей не по праву — поскольку от такой сделки выигрывает только компания и те из компаньонов, кому эта компания пожелает дать что-либо, с целью обмануть остальных.
И относительно этого есть запрещающие тексты, а это слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не поедайте имущество друг друга не по праву» Ан-Ниса, 29.

4⃣ Четвертое:

То, что в этих операциях имеет место обман, подлог и запутывание людей.

Это с той стороны, что они выявляют продукт, как будто бы он является целью сделки, однако на самом деле все обстоит не так. А также то, что они обольщают людей большими суммами денег, которые на самом деле в большинстве случаев не достигаются. И это является обманом, запрещенным шариатом.
И сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто обманывает, тот не имеет ко мне отношения». Этот хадис передает Муслим в своем сборнике.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:«Продавец и покупатель свободны в выборе, пока не разошлись, и если они оба будут правдивы и не будут ничего скрывать, то в их сделке будет баракат для них обоих, а если солгут и скроют, то будут лишены бараката в своей сделке».

Что касается слов, что такие сделки являются посредничеством, то это неверно — поскольку посредничество — это договор, где посредник сводит покупателя с продавцом за вознаграждение. Тогда как в сетевом маркетинге тот, кто вступает в такую компанию, сам платит деньги за то, чтобы продать товар.
Также, при посредничестве целью является именно сам продукт, в отличие от сетевого маркетинга, где истинной целью сделки является продажа денег, а не продукта. И поэтому получается, что тот, кто вступил в эту компанию, продает тому, кто продает тому, кто продает.
При посредничестве же посредник продает тому, кто действительно заинтересован именно в данном товаре. И разница между этими двумя случаями очевидна.

Что же касается слов, что деньги в данном случае из разряда подарка, то это также неверно. И даже если согласиться с этим, то не каждый подарок дозволен шариатом. Например, если сделать подарок тому, кому ты что-либо должен, является ростовщичеством.
И поэтому сказал Абдуллах бин Салям Абу Бурде, да будет доволен Аллах ими обоими: «Поистине, ты находишься на земле. И здесь распространено ростовщичество. И если кто-то что-то тебе должен и он подарил тебе пучок сена или горсть овса или соломы, то это будет ростовщичеством». Этот хадис приводит аль-Бухари в своем сборнике.
Подарок имеет такое же шариатское постановление, как и то, по причине чего он возник. И поэтому относительно сборщика закята, который пришел и сказал: «Это вам, а это мне подарили», пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сидел бы ты в доме своих родителей, и тогда посмотрел бы, подарили бы тебе или нет». Этот хадис предали аль-Бухари и Муслим.
И эти деньги используются для того, чтобы люди вступали в компании сетевого маркетинга, и какими бы именами это ни называли, будь то подарок, презент, или как-то еще, то это нисколько не меняет сути и шариатского постановления относительно него.

💍 🌀 И осталось заметить, что появились такие компании на рынке, которые использую стратегию сетевого маркетинга, как например, «Смартс Уэй», «Голд Куест», «Сэвен диамонд», и постановление относительно них не отличается от постановления относительно обсуждаемых выше компаний, даже если они и отличаются тем, какой продукт они представляют.

А успех от Аллаха, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

👤 Муфтий-шейх Абдуль-Азиз Али Шейх
👤 шейх Салих аль-Фаузан
👤 шейх Абдуллах ибн Гъудаян
👤 шейх Абдуллах аль-Мутлякъ
👤 шейх Абдуллах ибн Али ар-Ракибан
👤 шейх Ахмад ибн Али аль-Мубараки

📚 Постоянный Комитет Королевства Саудовской Аравии по научным исследованиям и вынесению фатауа.
Фатуа под номером № 22935, дата 14.3.1425 год по хиджре (3-Maй, 2004-г).

🌐 Оригинал: Официальный сайт Постоянного комитета по фетвам

© ИсламЖолу

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ